Условные обозначения подшипников качения регламентированные не по ГОСТ 3189-89

Условное обозначение подшипников качения
Условные обозначения подшипников качения регламентированные не по ГОСТ 3189-89
Условное обозначение шарнирных подшипников
Условное обозначение шариков и роликов

УСЛОВНЫЕ  ОБОЗНАЧЕНИЯ  ПОДШИПНИКОВ  КАЧЕНИЯ,  РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫЕ  НЕ ПО ГОСТ 3189-89

Далее рассматриваются обозначения отдельных конструкций подшипников, система условных обозначений которых имеет отличия от обозначений по ГОСТ 3189-89. Система условных обозначений таких подшипников регламентирована другими стандартами. Как правило, рассматриваются только отличительные особенности. Системы обозначения некоторых типов подшипников, используемых относительно редко, описаны кратко.

3.1.  «Магнетные» подшипники

«Магнетными» называются подшипники шариковые радиально-упорные однорядные со съемным наружным кольцом, относительно небольших габаритов, чьи размеры не приведены в ГОСТ 831-75. Сам термин «магнетные» показывает одну из областей применяемости этих подшипников – в динамо-машинах («магнето»).

Общая структура ПУО и ОУО «магнетных» подшипников соответствует схеме 1 и схеме 2 соответственно (см. стр. 5 и стр.7).

    Таблица 11.

Условные обозначения подшипников, размеры которых выражены в «дюймовых единицах»

 

Обозначение

Размер, «дюймовые единицы»

 

Размер, мм

 

Обозначение

Размер, «дюймовые единицы»

 

Размер, мм

Д01

1/16

1,5875

Д21

21/16

33,338

Д02

2/16 = 1/8

3,175

Д22

22/16 = 1 3/8

34,925

Д03

3/16

4,763

Д23

23/16

36,513

Д04

4/16 = 1/4

6,350

Д24

24/16 = 1 1/2

38,100

Д05

5/16

7,938

Д25

25/16

39,688

Д06

6/16 = 2/8

9,525

Д26

26/16 = 1 5/8

41,275

Д07

7/16

11,113

Д27

27/16

42,863

Д08

8/16 = 1/2

12,700

Д28

28/16 = 1 3/4

44,450

Д09

9/16

14,288

Д29

29/16

46,038

Д10

10/16

15,875

Д30

30/16 = 1 7/8

47,625

Д11

11/16

17,463

Д31

31/16

49,213

Д12

12/16 = 3/4

19,050

Д32

32/16 = 2

50,800

Д13

13/16

20,638

Д33

33/16

52,388

Д14

14/16 =7/8

22,225

Д34

34/16 = 2 1/8

53,975

Д15

15/16

23,813

Д35

35/16

55,563

Д16

16/16 = 1

25,400

Д36

36/16 = 2 1/4

57,150

Д17

17/16

26,988

Д37

37/16

58,738

Д18

18/16 = 1 1/8

28,575

Д38

38/16 = 2 3/8

60,325

Д19

19/16

30,163

Д39

39/16

61,913

Д20

20/16 = 1 1/4

31,750

Д40

40/16 = 2 1/2

63,500

Особенностью ОУО таких подшипников является способ кодировки внутреннего диаметра. В разрядах 2 и 1 ОУО указывается число, численно равное внутреннему диаметру подшипника, измеренному в мм. Если d < 10 мм, то однозначное число записывается в разряд 1, а в разряде 2 ставится цифра «0». Поскольку «магнетные» подшипники – радиально-упорные, код их типа – цифра «6» (четвертый разряд в ОУО, считая справа налево). В разряде 3 ОУО ставится цифра «0».

Примеры обозначения: 6-6005 (d = 5 мм), 5-6015 К (d = 15 мм).

3.2.  Приборные специальные подшипники

По системе условных обозначений, описанной в ГОСТ 3189-89, проводится обозначение приборных специальных радиально-упорных подшипников с одним наружным массивным кольцом. Такие подшипники имеют собственные коды конструктивного исполнения в ОУО (шестой и пятый разряды, см. схему 2). В зависимости от формы массивного корпуса таким подшипникам присвоены следующие коды конструктивного исполнения: 50; 51; 52 и 53. Примеры обозначений: 516053; 506057. Однако подобные приборные подшипники с двумя кольцами, а также с одним штампованным кольцом, имеют отличающуюся систему условных обозначений.

Приборные специальные радиальные подшипники, с наружным и внутренним кольцами в корпусе, а также приборные специальные радиально-упорные подшипники с одним наружным штампованным кольцом и с наружным диаметром не более 6 мм имеют собственную систему с буквенно-цифровым ОУО. Структура условного обозначения регламентируется РД ВНИПП.017-00. Она отражена на схеме 7.

Схема 7.

             Структура ОУО приборных специальных подшипников

В разряде «А» ОУО подшипника кодируется буквенное обозначение конструктивной разновидности. В данном случае код имеет единственное обозначение – буква «Э» (русская). 2-ой и 1-ый разряды ОУО, считая справа налево, являются кодом наружного диаметра подшипника. Код выражается двузначным числом, равным увеличенному в 10 раз значению наружного диаметра, измеренному в мм. Третий разряд в ОУО обозначает код типа подшипника. В соответствии с табл. 2 тип подшипника, в данном случае, может иметь код либо «0» (шариковый радиальный), либо «6» (шариковый радиально-упорный). ДУОЛ обозначается по ГОСТ 3189-89 (см. схему 5). ДУОП также обозначается по ГОСТ 3189-89 (см. схему 6), однако буква «К» обозначает наличие у подшипника сепаратора.

Примеры ОУО таких подшипников: Э040; Э640КУ.

 Схема 8.

Структура обозначения роликовых игольчатых подшипников с цифровым «дробным» ОУО по ГОСТ 4060-78

           

3.3.  Роликовые игольчатые подшипники с одним наружным штампованным кольцом

Условные обозначения роликовых игольчатых радиальных подшипников с одним наружным штампованным кольцом регламентируются         ГОСТ 4060-78 и дополняющими его ТУ 37.006.144-91. Данный тип подшипников имеет либо «дробное» цифровое, либо буквенно-цифровое ОУО. Структура с «дробным» ОУО представлена на схеме 8, а с буквенно-цифровым ОУО – на схеме 9.

а/ Подшипники с «дробным» ОУО

В ОУО, в разряде 3, стоящем левее «косой» дробной черты, указывается код серии ширин (а не наружных диаметров) подшипника. Всего            ГОСТ 4060-78 предусматривает три серии ширин: «1»; «2»; «3». Их можно классифицировать (в порядке возрастания ширин) следующим образом: «1» – узкая; «2» – нормальная; «3» – широкая. Следует иметь в виду, что действовавшей ранее редакцией ГОСТ 4060-78 предусматривалось наличие еще двух серий ширин: «4» и «5». Сейчас такие подшипники (т.е.  944/.. и 945/..) почти не выпускаются.

В разряде 4 указывается код типа подшипника, а в разряде 5 – код конструктивной разновидности. В данном случае это фиксированные цифры «4» (подшипник роликовый радиальный с длинными цилиндрическими или игольчатыми роликами) и «9» (подшипники радиальные роликовые с игольчатыми роликами однорядные с одним наружным штампованным кольцом) соответственно. Правее «косой» дробной черты, в разряды I и II, считая слева направо, ставится число, численно равное внутреннему диаметру, в мм (измеренному по роликам; d = Fw). Оно записывается и читается слева направо. Если внутренний диаметр менее 10 мм, то его значение ставится в разряд I, а разряд II опускается.

В ДУОЛ указывается класс точности подшипника. Всего предусмотрено два класса точности: «I» и «II» (цифры – римские!). Второй класс точности считается стандартным и в обозначении подшипника не указывается. Более высокий класс точности «I» указывается и отделяется знаком тире от ОУО. В действовавшей ранее редакции ГОСТ 4060-60 классы точности не предусматривались, а повышенная точность обозначалась буквой «У» в ДУОП. Это необходимо учитывать при замене старых подшипников. В ДУОП буква «К» («К1», «К2» …) указывает, что подшипник имеет отверстие для смазки. Остальные знаки в ДУОП имеют значение по ГОСТ 3189-89 (см. схему 6). В ДУОП таких подшипников обычно используется не более двух разрядов.

ПРИМЕР № 23.

ПУО подшипника 942/25К1. Дать расшифровку ПУО.

Ответ. Роликовый игольчатый подшипник с цифровым «дробным» обозначением. Внутренний диаметр – 25 мм, нормальная серия ширин («2»), стандартный класс точности «II» (в обозначении не указывается). Подшипник – с отверстием для смазки («К»).

б/ Подшипники с буквенно-цифровым ОУО

В поле ОУО, обозначенном буквой «А» (см. схему 9), слева направо вписывается буквенный код конструктивной разновидности данного подшипника. Конструктивная разновидность обозначается двумя, реже – тремя заглавными буквами русского алфавита. ГОСТ 4060-78 и ТУ 37.006.144-91 предусматривают следующие основные конструктивные разновидности данных подшипников:

  • НК, НКД – с одним наружным штампованным кольцом со сквозным отверстием, без сепаратора;
  • СК – с одним наружным штампованным кольцом со сквозным отверстием, с сепаратором;
  • СН – с одним наружным штампованным кольцом с профилированным дном, без сепаратора (карданные);
  • СЛ, СЛД – с одним наружным штампованным кольцом со сквозным отверстием, без сепаратора, с роликами со сферическими концами;
  • ВК – с одним наружным штампованным кольцом с плоским дном, с сепаратором;
  • ГК – с одним наружным однобортовым штампованным кольцом со сквозным отверстием, с сепаратором;
  • НД – с одним наружным штампованным кольцом с профилированным дном, без сепаратора.

 Схема 9.

Структура обозначения роликовых игольчатых подшипников с буквенно-цифровым ОУО по ГОСТ 4060-78

                                      

Третья буква «Д» при указании конструктивной разновидности обозначает, что подшипник имеет дюймовые габаритные размеры (т.е. единицей измерения является не мм, а «дюймовая единица» 1/16 дюйма = 1,5875 мм, см. табл. 11). При этом коды размеров в ОУО указываются не в мм, а именно в количестве этих «дюймовых единиц».

Возможно существование и других конструктивных разновидностей данных подшипников, изготовленных по конструкторской документации заводов-изготовителей и не вошедших пока в ГОСТы или в ТУ.

В разрядах схемы 9, обозначенных римскими цифрами I и II, размещается двузначное число, равное внутреннему диаметру подшипника, в мм, измеренному по роликам (d = Fw). В разрядах III и IV размещается число, равное наружному диаметру (в мм), а в разрядах V и VI – число, равное ширине подшипника (в мм). Если какой-то из габаритных размеров подшипника – менее 10 мм, то в первый из двух соответствующих разрядов ставится цифра «0». В дальнейшем эти нули не отбрасывается, даже если цифровая часть ОУО начинается с нуля.

В ДУОЛ указывается класс точности подшипника. Всего для данных подшипников предусмотрено три класса точности, обозначаемые (в порядке возрастания точности) римскими цифрами «III», «II» и «I». Класс точности «II» считается стандартным и в обозначении подшипника не указывается.

ДУОП подшипника, в целом, оформляется примерно по тем же правилам, что и в схеме 6. Особенности ДУОП следующие:

  • буквой «К» («К1», «К2»…) обозначается наличие смазочного отверстия в наружном кольце;
  • буквой «Р» (русский алфавит) обозначается наличие уплотнения (т.е. подшипник закрыт уплотнением с одной стороны). В этом случае может указываться код марки пластической смазки. Встречаются подшипники с обозначением «РР» –закрытые уплотнениями с двух сторон;
  • буква «П» (русская) обозначает, что хотя бы один из габаритных размеров подшипника – «дробный». В ОУО подшипника эти «дробные» размеры проставляются после округления «до целых» мм.

Для конструкций подшипников со штампованным наружным кольцом, имеющих одновременно массивное внутреннее кольцо, применяется комбинированное буквенно-цифровое и «дробное» обозначение. Нумерация цифр правее дробной черты – слева направо.

Пример ПУО такого подшипника:  СЛ 323920К/2522. Для таких подшипников сначала записывают ПУО (а не ОУО) подшипника без внутреннего кольца, затем ставят «косую» дробную черту, а справа от нее обозначают внутреннее кольцо по следующей системе: два знака – диаметр отверстия внутреннего кольца (в данном примере – 25 мм), два знака – ширина внутреннего кольца (в данном примере – 22 мм).

3.4.  Роликовые игольчатые радиальные подшипники без колец

Часть подшипников роликовых игольчатых радиальных без колец (кроме описанных в ГОСТ 4657-82), в том числе изготовленные по ГОСТ 24310-80, имеют отличающуюся структуру условных обозначений. В принципе, структура буквенно-цифрового ОУО похожа на изображенную на схеме 9, однако габаритные размеры (внутренний диаметр, наружный диаметр и ширина) представляются как три сомножителя, разделенных двумя знаками умножения (наклонными крестиками). Схема ПУО таких подшипников представлена на схеме 10. Здесь также рассматривается система обозначений роликовых игольчатых подшипников с одним или с двумя массивными кольцами, в чье буквенно-цифровое ОУО входят знаки умножения.

 Схема 10.

Структура обозначения роликовых игольчатых подшипников с буквенно-цифровым ОУО в виде трех сомножителей

 

В разряде «А» ОУО указываются буквенные обозначения конструктивных разновидностей указанных подшипников. В данном случае конструктивные разновидности содержат от одной до трех заглавных букв русского алфавита. Укажем основные конструктивные разновидности:

  • К – подшипник роликовый игольчатый радиальный без колец, с сепаратором, однорядный;
  • КК – подшипник роликовый игольчатый радиальный без колец, с сепаратором, двухрядный;
  • КВК – подшипник роликовый игольчатый радиальный без колец, с сепаратором, однорядный, для опор поршневых пальцев;
  • КСК – подшипник роликовый игольчатый радиальный без колец, с сепаратором, однорядный, для опор кривошипно-шатунного механизма;
  • ИКВ – подшипник роликовый игольчатый радиальный без внутреннего кольца, с наружным массивным кольцом, без сепаратора, с канавкой и отверстием для смазки, однорядный;
  • ИК – подшипник роликовый игольчатый радиальный с внутренним и наружным массивными кольцами, без сепаратора, однорядный;
  • АК – подшипник роликовый игольчатый упорный одинарный, без колец, с сепаратором, однорядный.

В разряде «А», левее буквенного кода конструктивной разновидности подшипника, может также стоять цифра («2», «3» или «5»), обозначающая степень точности роликов – по ГОСТ 6870-81. В разрядах I, II и III, слева направо, указывается соответственно внутренний диаметр, наружный диаметр и ширина подшипника, в мм. Эти размеры могут выражаться одно-, двух- или трехзначным числом. Правила условного обозначения ДУОЛ и ДУОП соответствуют общим требованиям ГОСТ 3189-89.

Пример обозначения: 3К20х25х22 Е1.

3.5.  Роликовые игольчатые радиальные подшипники с утолщенным наружным кольцом

Изготавливаются также подшипники радиальные роликовые игольчатые с массивным утолщенным наружным кольцом (так называемые подшипники-ролики). Если наружное утолщенное кольцо имеет бочкообразную форму поверхности, то ОУО имеет буквенно-цифровое обозначение. Основные конструктивные разновидности таких подшипников: КБВ (без внутреннего кольца); КБ, КБП, КБПС (с внутренним кольцом); КН, КНА, КНС (с осью). В ДУОП буквами «Р» и «РР» обозначается наличие одного или двух уплотнений. Остальные обозначения в ДУОЛ и ДУОП – в соответствии с            ГОСТ 3189-89. Если же такие подшипники изготовлены по ГОСТ 4657-82 и имеют наружное массивное кольцо с цилиндрической формой поверхности, то их ОУО, ДУОЛ и ДУОП производится по общим правилам ГОСТ 3189-89.

3.6.  Роликовые комбинированные подшипники

Подшипники комбинированные (т.е. одновременно радиальные и упорные, двухрядные) роликовые, выпускаемые по ГОСТ 26290-90, также имеют в основном условном обозначении буквенные и цифровые символы. Конструктивная разновидность обозначается тремя или четырьмя буквами русского алфавита. Всего установлены две конструктивные разновидности таких комбинированных подшипников:

  • РИК – подшипник роликовый игольчатый комбинированный;
  • РИКБ – подшипник роликовый игольчатый комбинированный с фланцевым наружным кольцом.

Первые две цифры правее указанных буквенных обозначений конструктивной разновидности равны внутреннему диаметру подшипника, в мм. Следующие две или три цифры равны наружному диаметру наружного кольца подшипника, в мм.

Дополнительное условное обозначение слева от основного (ДУОЛ) строится по общим правилам ГОСТ 3189-89 и отделяется от ОУО тире. Дополнительное обозначение справа от основного (ДУОП) также подчиняется правилам ГОСТ 3189-89; если в ДУОП стоит буква «К», то она обозначает, применительно к рассматриваемым комбинированным подшипникам, наличие широкого тугого кольца.

Целесообразность конструирования и использования подобных подшипников объясняется тем, что у них каждый ряд роликов испытывает либо радиальную, либо осевую нагрузку. Отсутствие комбинированной радиально-осевой нагрузки на тела качения улучшает работу всего радиально-упорного подшипника в целом. Следует иметь в виду, что класс точности упорной части таких подшипников, указываемый в ДУОЛ, на одну ступень выше класса точности радиальной части.

Пример обозначения: 4-РИК60120Л.

3.7.  Роликовые игольчатые подшипники линейного перемещения

Часть роликовых игольчатых подшипников линейного перемещения по плоским направляющим также имеет буквенно-цифровое ОУО. Код конструктивной разновидности – буквы РИП; аналогичные подшипники с двумя рядами игольчатых роликов – 2РИП. Следующие после РИП две цифры – код внутреннего диаметра подшипника. Для получения этого кода следует численное значение внутреннего диаметра подшипника, измеренного в мм, умножить на десять. Следующие две цифры ОУО, считая слева направо, равны наружному диаметру подшипника, в мм. Если необходимо обозначить длину подшипника – ставят «косую» дробную черту, а правее нее указывают четырехзначное число, численно равное длине подшипника, в мм. У подшипников линейного перемещения, чья длина менее 1000 мм, первой цифрой правее дробной черты будет цифра ноль. ДУОЛ и ДУОП подчиняются общим правилам ГОСТ 3189-89. В ДУОП следующие буквенные символы обозначают:

  • К – подшипник с оконечником типа «ласточкин хвост» (для РИП);
  • КК – подшипник с оконечником типа «двойной ласточкин хвост» (для 2РИП).

Пример обозначения: РИП3020К.

3.8.  Двухрядные подшипники с двусторонним уплотнением и валиком вместо внутреннего кольца

Собственную систему условных обозначений с буквенно-цифровым ОУО имеют радиальные и радиально-упорные двухрядные подшипники с двусторонним уплотнением и валиком вместо внутреннего кольца. Данные подшипники называют также «помповыми» (по их применяемости в помпах – водяных насосах автомобилей) и «типа эскимо» (из-за схожести формы с мороженым на палочке). Подшипники данного типа имеют либо два ряда шариков, либо один ряд шариков и один ряд роликов. Система их обозначения разработана специалистами ОАО «ВНИПП» и регламентирована          РД ВНИПП.017-00. Общая схема ПУО – обычная, т.е. состоит из ОУО, ДУОЛ и ДУОП. Схема обозначения ДУОЛ особенностей не имеет и здесь не рассматривается. Структура ОУО и ДУОП представлена на схеме 11. Как видно из схемы 11, все разряды ОУО и ДУОП нумеруются слева направо.

Схема 11.

Структура ОУО и ДУОП радиальных и радиально-упорных двухрядных подшипников с валиком вместо внутреннего кольца

 

В разряде «А» указывается буквенный код конструктивной разновидности. Он имеет следующие значения:

–       Н – шариковые;  

–       НР – шарико-роликовые.

В разрядах II и III указывается наибольший диаметр валика, в мм. Если этот диаметр менее 10 мм – в разряде II ставится цифра «0». В разрядах IV, V, и VI указывается длина валика, в мм. Если длина валика менее 100 мм, то в разряд IV ставится цифра «0».

В разряде I однозначной цифрой (арабской) кодируется форма выступающих концов валика. Кодировка следующая:

  • отсутствие цифры – валик гладкий с обоих концов, без кольцевых канавок;
  • 1 – валик гладкий с кольцевой канавкой на длинном конце;
  • 2 – валик гладкий с кольцевой канавкой на коротком кольце;
  • 3 – валик имеет ступень на длинном конце;
  • 4 – валик имеет ступень на коротком конце;
  • 5 – валик имеет ступени на обоих выходных концах.

В ДУОП (см. схему 11) отмечается:

  • в разряде I – условное обозначение «дробных» основных размеров (или хотя бы одного размера) подшипника. Код дробных размеров – буква «П» (при последующих исполнениях – «П1», «П2» …);
  • в разряде II – условное обозначение конструктивных изменений подшипника, кроме длины и диаметра валика. Код – буква «К» («К1», «К2» …);
  • в разряде III, для радиально-упорных подшипников – указание на радиально-упорность. Код – буква «Н»; двузначное число после буквы «Н» – угол контакта в градусах. Радиальные подшипники специального обозначения не имеют;
  • в разряде IV – указание на материал сепаратора. Коды материалов сепаратора – общепринятые (см. табл. 7). Стальной штампованный сепаратор специального обозначения не имеет.

ПРИМЕР № 24.

ПУО подшипника 6-5НР19088ПК2ЕС17.
Дать расшифровку обозначения.

Ответ. Подшипник двухрядный радиальный шарико-роликовый, с двусторонним уплотнением и валиком вместо внутреннего кольца («НР»). Шестой класс точности («6»). Валик имеет ступени на обоих концах («5»). Хотя бы один размер (диаметр или длина) валика – «дробный» («П»); округленные размеры валика: диаметр – 19 мм, длина – 88 мм. Третье конструктивное исполнение («К2»). Подшипник – радиальный (так как код радиально-упорности отсутствует). Сепаратор из пластических материалов («Е»). Пластическая смазка марки ЛИТОЛ-24 («С17»). Точные размеры валика узнаем в справочной литературе: диаметр – 19,5 мм, длина – 88 мм.

3.9.  Проволочные подшипники

Собственную систему условных обозначений имеют некоторые типы так называемых проволочных подшипников (т.е. подшипников с проволочными дорожками качения). Поясним эту систему на конкретном примере. Обозначение подшипника 4ПГ1500. Буквенное обозначение «П» является кодом типа подшипников – «проволочный». Следующая буква кодирует расположение сепаратора и может быть либо «В» – вертикальное положение, либо «Г» – горизонтальное положение (как в нашем примере). Самая левая в условном обозначении цифра кодирует диаметр шариков. Она может принимать значения от «1» до «4», со следующей декодировкой: «1» – 9,525 мм; «2» – 10,0 мм; «3» – 12,0 мм; «4» – 16,0 мм (как в нашем примере). Четырехзначным числом указывается диаметр дорожки качения, измеренный (в мм) по центрам тел качения – в нашем примере это 1500 мм.

3.10.  Подшипники для опорно-поворотных устройств

Собственную систему условных обозначений подшипников имеют шариковые и роликовые упорно-радиальные подшипники, предназначенные для использования в опорно-поворотных устройствах. Чаще всего одно из колец таких подшипников имеет зубчатое зацепление (зубчатый венец), облегчающее их использование. ОУО таких подшипников состоит из одиннадцати буквенно-цифровых знаков.

Пример обозначения: 21ПУ1400Н28.

В данном примере буквенное обозначение «ПУ» расшифровывается как «поворотное устройство». Самая левая цифра в ОУО подшипника кодирует форму тел качения и может принимать два значения: «1» – шарики, «2» – ролики (как в нашем примере). Вторая цифра, считая слева направо, численно  равна числу рядов тел качения – в нашем примере это цифра «1» – подшипник однорядный. Справа от «ПУ» четырехзначным числом указывается диаметр дорожки качения, измеренный (в мм) по центрам тел качения – в нашем примере это 1400 мм. Далее одной буквой кодируется расположение зубчатого зацепления: «В» – внутреннее, «Н» – наружное (как в нашем примере), «Б» – без зацепления. Наконец, две последние цифры, считая слева направо, указывают (в мм) диаметр тел качения несущего ряда. В рассматриваемом примере – ролики имеют диаметр 28 мм.

3.11.  Подшипники, скомплектованные из нескольких радиальных подшипников

Система условного обозначения комплектов и сдвоенных подшипников, скомплектованных из радиальных шариковых и роликовых подшипников, а также из упорных подшипников, разработана сотрудниками ОАО «ВНИПП» и изложена в РД ВНИПП.017-00. В соответствии с требованиями этого нормативного документа, условное обозначение сдвоенного или комплектного подшипника состоит из ПУО одного подшипника, входящего в комплект, буквы «У» справа от ПУО (указывающей, что подшипник комплектный) и последующей цифры, равной числу одинаковых подшипников, входящих в комплект. Например, условное обозначение подшипника 5-462836ХУ4 расшифровывается как комплект («У»), собранный из четырех («У4») подшипников 462836Х пятого класса точности.

Заложенный сотрудниками ОАО «ВНИПП» принцип обозначения комплектных подшипников следует признать удачным. Однако никак нельзя признать удачным выбор буквы «У» как признака комплектного подшипника. По ГОСТ 3189-89, буквой «У» («У1», «У2», «У3» …) в ДУОП обозначаются специальные технические требования, предъявляемые к подшипнику качения. В результате во многих случаях весьма затруднительно определить – как именно декодировать, например, обозначение «У2» – то ли как третье специальное требование к одинарному подшипнику, то ли как сдвоенный подшипник. Особенно это трудно сделать для радиальных подшипников, где комплектность начинается с двух подшипников. Для радиально-упорных подшипников вопрос несколько проще – у них по данной системе (см. ниже) обозначаются комплекты, состоящие не менее чем из трех одинарных подшипников.

В качестве предложения – целесообразно заменить русскую букву «У» как признак комплектного подшипника другой буквой, например, латинской «U» или латинской «J». Возможен выбор одной из неиспользуемых или редко используемых в обозначениях подшипников букв русского алфавита – например, «Ц» или «Ф». В этих случаях комплектный подшипник уже ни с чем не перепутать.

3.12.  Подшипники, скомплектованные из нескольких радиально-упорных подшипников с одинаковым углом контакта

Два радиально-упорных подшипника с одинаковыми углами контакта имеют три варианта схемы комплектации (дуплексации). Это схема «О» (пример: 236205), схема «Х» (пример: 336205) и схема «Т» («тандем»; пример: 436205). Дуплексом называется комплект из двух сдвоенных подшипников, равномерно воспринимающих нагрузку и способных работать как один подшипник. Высокоточные дуплексные подшипники используются, например, в шпинделях металлорежущих станков. При схеме «О» линии действия нагрузки пересекают осевую линию в двух сравнительно отдаленных точках. При схеме «Х» точки пересечения линий действия нагрузки и осевой линии находятся вблизи друг друга (иногда – линии действия нагрузки пересекаются до достижения линии оси). При схеме «Т» (тандем) линии действия нагрузки параллельны друг другу.

Система условных обозначений дуплексных радиально-упорных подшипников, основанная на ГОСТ 3189-89, установлена ГОСТ 832-78. Она имеет некоторые особенности. Подшипники, дуплексированные по схеме «О», имеют коды конструктивных разновидностей 23, 24 и 26 – в зависимости от угла контакта одинарных радиально-упорных подшипников. Подшипники, дуплексированные по схеме «Х», имеют коды конструктивных разновидностей 33, 34 и 36. Подшипники, дуплексированные по схеме «Т», имеют коды конструктивных разновидностей 43, 44 и 46. Взаимное расположение подшипников в дуплексах представлено в табл. 12. С точки зрения применяемости каждая из схем дуплексации имеет свои особенности.

Три радиально-упорных подшипника можно скомплектовать также только тремя способами. Эти схемы обозначаются «ОТ», «ХТ» и «ТТ». Четыре подшипника можно скомплектовать пятью способами. Схемы комплектации четырех одинаковых радиально-упорных подшипников с  обозначаются «ТТО», «ХТТ», «ТТТ», «ТОТ» и «ТХТ».

Условное обозначение таких комплектов состоит из условного обозначения дуплексного подшипника по ГОСТ 832-78, буквы «У» справа от этого обозначения, указывающей, что подшипник – комплектный, и последующего одно- или двузначного числа. Первая цифра (левая) этого числа указывает количество одинарных подшипников в комплекте с направлением линии действия  результирующей нагрузки  в одну сторону, а  вторая  –  количество

последующих одинарных подшипников в комплекте с направлением линии действия результирующей нагрузки в другую сторону. Сумма первой и второй цифр после буквы «У» показывает общее число одинарных подшипников

в комплекте. Если направление линии действия всех подшипников в комплекте совпадает, то вторая цифра после буквы «У» опускается; это имеет место в «тандемных» комплектах. Взаимное расположение подшипников во всех рассмотренных комплектах представлено в табл. 13.

Как следует из эскизов, представленных в табл. 12, при дуплексации по схеме «О» одинарные радиально-упорные подшипники со скосом («замком») на наружном кольце располагаются «замками» наружу, а со скосом («замком») на внутреннем кольце – «замками» внутрь. При дуплексации по схеме «Х» одинарные подшипники располагаются наоборот: со скосом («замком») на наружном кольце – «замками» внутрь, а со скосом («замком») на внутреннем кольце – «замками» наружу. Таким образом, при определении схемы дуплексации по эскизам дуплексных подшипников внимание следует обращать не на взаимное расположение скосов («замков»), а на направление линий действия нагрузки.

В случае дуплексации по схеме «Т» оба приведенных в табл. 12 эскиза являются эквивалентными в силу симметрии, и взаимное расположение скосов для тандемных дуплексов не зависит от того, на внутреннем или наружном кольце имеется скос.

Таблица 12.

Схема взаимного расположения радиально-упорных подшипников в дуплексах

Обозначение схемы дуплексации

 

Примечание

 

Эскиз дуплекса

 

Угол контакта

Примеры условного обозначения дуплекса

 

 

 

 

 

 

«О»

 

Скос на наружном кольце

 

 

 

 

12°

26°

36°

 

 

236205

246205

266205

 

Скос на внутреннем кольце

 

 

 

 

15°

26°

36°

 

 

236205К

246205К

266205К

 

 

 

 

 

 

«Х»

 

Скос на наружном кольце

 

 

 

 

12°

26°

36°

 

 

336205

346205

366205

 

Скос на внутреннем кольце

 

 

 

 

15°

26°

36°

 

 

336205К

346205К

366205К

 

 

 

 

 

 

«Т»

(тандем)

 

Скос на наружном кольце

 

 

 

 

12°

26°

36°

 

 

436205

446205

466205

 

Скос на внутреннем кольце

 

 

 

 

15°

26°

36°

 

 

436205К

446205К

466205К

 Таблица 13.

Условные обозначения комплектов радиально-упорных подшипников

 

Схема комплекта

Знак комплекта

Число подшип-
ников в комплекте

Пример обозначения комплекта

 

α = 12°

 

α = 26°

 

α = 36°

 

 

«ОТ»

 

3

 

236000У12

 

246000У12

 

266000У12

 

 

«ХТ»

 

3

 

336000У12

 

346000У12

 

366000У12

 

 

«ТТ»

 

3

 

436000У3

 

446000У3

 

466000У3


 

 

«ТТО»

 

4

 

236000У13

 

246000У13

 

266000У13

 

 

«ХТТ»

 

4

 

336000У13

 

346000У13

 

366000У13

 

 

«ТТТ»

 

4

 

436000У4

 

446000У4

 

466000У4

 

 

«ТОТ»

 

4

 

236000У22

 

246000У22

 

266000У22

 

 

«ТХТ»

 

4

 

336000У22

 

346000У22

 

366000У22

Примечание. По данной схеме возможно обозначение комплектных подшипников с другими, кроме указанных, углами контакта входящих в его состав подшипников. Например, подшипник, скомплектованный  по схеме «ТТ» из трех одинарных радиально-упорных подшипников с углом контакта 15°, будет иметь обозначение 436000КУ3

3.13.  Прочие комплектные подшипники

Кратко рассмотрим особенности системы условных обозначений прочих комплектных подшипников.

Если в комплект подшипников с одинаковыми габаритными размерами входит один подшипник с отличающимся углом контакта, то к условному обозначению комплекта в ДУОП добавляется буква «В» (русская) с последующей цифрой. Цифра кодирует угол контакта одного замыкающего радиально-упорного подшипника, по следующей схеме: «1» – α = 12°; «2» – α =   = 15°; «3» – α = 26°; «4» – α = 36°. Например, комплектный подшипник (схема – «ОТ»), состоящий из трех одинарных радиально-упорных шарикоподшипников второго класса точности, из которых два – типа 36205К с углом контакта 15° и третий замыкающий радиально-упорный шарикоподшипник типа 46205 с углом контакта 26°, будет иметь обозначение 2-236205КУ12В3.

При комплектовании в один комплект двух сдвоенных (дуплексных) или комплектных подшипников, в том числе и имеющих разный наружный диаметр и разные углы контакта в каждом исходном комплекте, применяют следующую схему условных обозначений. Сначала (слева) записывают полное условное обозначение первого комплектного подшипника. В качестве первого обязательно выступает комплект, являющийся силовым (т.е. выдерживающим большую радиальную нагрузку). Правее, через тире, одной заглавной буквой («О», «Х» или «Т») указывают знак дуплекса, который как бы образуется между двумя соединяемыми крайними подшипниками, принадлежащими различным комплектам. Затем, опять через тире, указывают обозначение второго (не силового) комплектного подшипника. Поясним это на примере.

Допустим, необходимо составить по схеме «О» и дать условное обозначение комплекту из двух комплектных (дуплексных) подшипников, имеющих обозначения 2-446105Е и 2-436205Е. Сначала определяем силовой комплект – им будет 2-436205Е, так как, при одинаковом внутреннем диаметре, он выдерживает большие радиальные нагрузки. Оба исходных дуплекса скомплектованы (дуплексированы) по схеме «Т» (тандем). Затем обращаем внимание на то, что все одинарные радиально-упорные подшипники в обоих исходных дуплексах не содержат в ДУОП буквы «К» и, следовательно, имеют скос («замок») на наружном кольце; это важно для правильного сочленения дуплексов в квартет по требующейся схеме «О». Таким образом, два исходных дуплекса сочленяем закрытыми торцами друг к другу, получая требующийся комплект, состоящий из четырех подшипников. Для обозначения этого комплектного подшипника слева записываем ПУО силового дуплекса, в центре – букву «О» (код схемы комплектации), и два знака тире с каждой стороны от буквы «О». Справа записываем ПУО второго (не силового) дуплекса. Итоговое обозначение комплектного подшипника будет следующим: 2-436205Е-О-2-446105Е.

3.14.  Подшипники без внутреннего кольца с дополнительным широким массивным внутренним кольцом

Встречаются случаи изготовления радиальных однорядных подшипников с цилиндрическими роликами серии 292000 («без внутреннего кольца»), дополненных массивным широким внутренним кольцом. Поэтому противоречие, заключенное в названии данного раздела, вынужденное.

Примером ОУО такого подшипника является 292204/2018. В данном «дробном» обозначении правее «косой» дробной черты стоят четыре цифры, нумеруемые слева направо. Две первые цифры обозначают диаметр отверстия внутреннего кольца (20 мм), две следующие цифры – ширина внутреннего кольца (18 мм).