Система условных обозначений

Условное обозначение подшипников качения
Условные обозначения подшипников качения регламентированные не по ГОСТ 3189-89
Условное обозначение шарнирных подшипников
Условное обозначение шариков и роликов

СИСТЕМА УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ, ШАРНИРНЫХ ПОДШИПНИКОВ, ШАРИКОВ И РОЛИКОВ

Подшипник – изделие, предназначенное для использования в качестве опоры двигающихся деталей механизма с целью фиксации их положения относительно неподвижных деталей и снижения трения.

Данное определение, относится и к подшипникам скольжения, и к подшипникам качения. Подшипники качения характеризуются наличием между взаимно перемещающимися деталями тел качения (шариков, роликов), благодаря которым они работают преимущественно в условиях трения качения (в идеальной теоретической модели – в условиях «чистого качения»). Чаще всего подшипники качения используются как опоры вращающихся или колеблющихся деталей (валов, осей), реже – как опоры линейно перемещающихся деталей.

В большинстве других литературных источников подшипник определяется как опора перемещающихся или даже только вращающихся деталей. Это, по мнению автора, неточно, так как подшипник является подшипником и до установки его в подшипниковый узел. Для снабженческо-сбытовых фирм и отделов сбыта подшипниковых заводов наиболее важны подшипники качения в так называемом «состоянии поставки», т.е. именно до их монтажа. Большинство конечных потребителей рассматривают подшипники как комплектующие изделия – т.е. изделия, изготавливающиеся на сторонних специализированных предприятиях и не требующие механической обработки перед применением.         

Все подшипники качения заводского изготовления имеют то или иное условное обозначение. Наличие условного обозначения преследует следующие основные цели:

  • указать, по какому конкретно чертежу изготовлен данный подшипник;
  • дать сведения о размерах и конструкции данного подшипника.

Любые условные обозначения подшипников, делятся в первую очередь, на системные обозначения и внесистемные обозначения (термины «системное» и «внесистемное» условное обозначение подшипника не являются общепринятыми). В случае внесистемного обозначения оно указывает «путь к чертежу», но не содержит сведений о конструкции и размерах подшипников.

Примером внесистемного обозначения подшипника качения является следующее: 6ОК433. Буквы «ОК» расшифровываются как «опытная конструкция», цифра «6» – код ЗАО «Шестой Государственный Подшипниковый Завод».  Цифры «433» являются регистрационным номером и никакой информации о конструкции и о размерах подшипника не несут. Подобный подход иногда встречается и у подшипников, изготовленных ведущими зарубежными фирмами. Однако такие внесистемные обозначения имеют лишь незначительное число типов подшипников.

Более характерны системные условные обозначения подшипников, которые и рассматриваются далее.

При системном условном обозначении подшипника в его обозначении, в закодированном виде, содержатся сведения о его размерах и конструкции. Зная принципы кодировки, можно получить достаточные (хотя и не исчерпывающие) сведения о данном подшипнике, включая и «путь к чертежу».

Примерами системного условного обозначения подшипников являются следующие:
180310АС17 (обозначение по ГОСТ 3189-89, Россия);
6310-2RS (евро-обозначение принятое в  Германии, Швеции и других странах Европы).

В настоящее время существуют и используются несколько систем условных обозначений подшипников. Их можно условно разделить на две части обозначений, называемых Российской по ГОСТ и зарубежной (ISO).

Зарубежной системой пользуются ведущие мировые компании – производители подшипников, например, «SKF» – Швеция, «FAG» – Германия, «INA» – Германия, «Timken» – США, «Koyo» – Япония, «NSK» – Япония  и др. Российской системой обозначения подшипников пользуются большинство подшипниковых заводов России и  стран СНГ. Следует иметь в виду, что встречаются случаи поставок подшипников с зарубежной системой условных обозначений в маркировке на изделиях, но с российской системой в обозначении этих же подшипников в товарно-сопроводительной документации (накладных, счетах-фактурах, сертификатах качества). Это создает у потребителей определенные трудности в идентификации подшипников.

Под системой условных обозначений подшипников понимают упорядоченную совокупность символов в виде цифр, букв и некоторых знаков, позволяющую однозначно описать любой подшипник независимо от его размеров и конструкции.

Ввиду многообразия конструкций подшипников российская система обозначений подшипников качения фактически состоит из нескольких подсистем, регламентируемых различными стандартами. Основная подсистема охватывает широкую номенклатуру шариковых и роликовых подшипников. Несколько дополнительных подсистем «локального» характера описывают обозначения ограниченного числа типов подшипников, обычно – какой-то одной конструкции. Российская система обозначений непрерывно развивается и совершенствуется (впрочем, как сами конструкции подшипников и используемые материалы). Это не исключает присутствия в ней некоторых недостатков.

Не следует путать понятия «условное обозначение подшипника» и «маркировка на изделии». Полное условное обозначение подшипника имеется в чертеже и приводится в сертификате качества (паспорте) подшипника. Указание условного обозначения  в маркировке на изделии может быть полным, может быть упрощенным (т.е. указывается только тип подшипника без характеристик качества), а может и вообще отсутствовать. ГОСТ 520-89 и ГОСТ 520-2002 допускают отсутствие маркировки на изделии, если ширина торца каждого из колец менее 2-х мм (т.е. подшипники небольших размеров). Кроме того, маркировка на изделии может включать обозначение завода-изготовителя, код года выпуска, страну, некоторые технологические и служебные отметки, не имеющие отношения к условному обозначению подшипника.

Следует учитывать, что ГОСТ 520-89 и ГОСТ 520-2002 допускают при наличии деталей, общих для нескольких модификаций подшипников, использование деталей с маркировкой однотипного, но другого подшипника. Например, у подшипника 2097136 внутренние кольца могут иметь маркировку 2007136, так как они – общие для подшипников 2097136 и 2007136.

У закрытых подшипников маркировка наносится, чаще всего, не на корпус подшипника, а на защитные шайбы или на уплотнения. Допускается (ГОСТ 520-89 и ГОСТ 520-2002) использование шайб или уплотнений от подшипников, закрытых с двух сторон, в одноразмерных подшипниках, закрытых с одной стороны, и наоборот. Например, защитная шайба с маркировкой 80210 может использоваться как на закрытом с двух сторон подшипнике 80210, так и на закрытом с одной стороны подшипнике 60210. В этих случаях потребителям следует быть внимательным. При отсутствии сертификата качества полное условное обозначение может быть достоверно установлено, но для этого требуется знание завода-изготовителя, его номенклатуры, маркировки на изделии, размеров и конструкции подшипника, а также обозначения данного подшипника в накладной и счете-фактуре завода-изготовителя. Известно, что подшипники производства ведущих иностранных производителей  изначально не сопровождаются паспортами или сертификатами качества.

Большинство типов шариковых и роликовых подшипников качения обозначается в соответствии с принципами, изложенными в ГОСТ 3189-89 «Подшипники шариковые и роликовые. Система условных обозначений». Однако «большое количество типоразмеров и конструктивных разновидностей подшипников объективно создает определенные трудности в реализации общей схемы условных обозначений». Поэтому меньшая часть номенклатуры подшипников, включая и шарнирные подшипники, вынужденно обозначается по системам и принципам, изложенным в других стандартах.